FreePBX — достоинства и недостатки.
ASTERISK — программная атс с открытой архитектурой. И это его свойство позволяет строить системы управления телефонией на основе WEB-интерфейса. Asterisk имеет все необходимые API для интеграции с WEB приложениями.
WEB-интерфейс имеет ряд преимуществ перед ПО ориентированное на конкретную платформу:
1. Простая организация удаленного доступа к управлению системой
2. Использование любого браузера под любой ОС.
3. Модульность — можно загрузить только необходимое количество модулей нужной функциональности.
4. Клиент - серверная архитектура позволяет не заботиться о версиях ПО на рабочих местах администраторов.
Существует огромное количество систем управления Asterisk-ом, но самая популярная FreePBX. FreePBX распространяется под open source лицензией GNU General Public License (GPL) как отдельно, так и в составе дистрибутива Linux «FreePBX Distro».
Установка дистрибутива «FreePBX Distro» Вы получаете готовую IP-АТС, с полной функциональной возможностью, с русифицированной системой WEB-управления, ведением статистики, мониторинга, записи разговоров, голосовой почтой.
Среди достоинств FreePBX можно выделить следующие:
1. Интегрированный продукт, полностью готовый к использованию.
2. Высокую функциональность. FreePBX позволяет воспользоваться почти всеми возможностями asterisk, необходимы только знания, как это сделать.
3. Отсутствие необходимости знания настройки конфигурационных файлов asterisk.
4. При установке FreePBX из дистрибутива не требуется хороших знаний ОС Linux.
5. Единый интерфейс управления и мониторинга как собственно АТС asterisk, так и ОС Linux
6. Возможность установки на виртуальных системах.
7. Модульность. Вы можете установить только те модули, которые собираетесь использовать в данный момент.
8. Во FreePBX вы можете быстро реализовать некоторые сложные функции, реализация которых в «голом» asterisk-е требуют длительного программирования конфиг-файлов.
К недостаткам FreePBX можно отнести следующее:
1. Сложность системы. При кажущейся простате, пользователи могут испытывать трудности при настройках более сложных вариантов маршрутизации звонков. Наличие Web-интерфейса не отменяет знание основ ip-телефонии. Сделав начальные настройки, пользователи зачастую вынуждены обращаться к специалисту для окончательной настройки и запуска проекта.
2. Любая надстройка над программным продуктом, коим и является FreePBX, ограничивает использования всего функционала самого продукта, в данном случае asterisk.
3. Как и в любой универсальной надстройке, коей и является FreePBX, в ней заложен механизм проверки использования различных опций, функций, модулей, что влечет за собой «раздувание» конфигурационного диалплана asterisk-a, и как следствие дополнительную нагрузку на сервер. Чем больше загружено модулей в FreePBX, тем больше проверок придется совершать системе, даже если эти модули не используются.
4. «Раздутый» диалплан asterisk-а осложняет поиск ошибок и неисправностей.
5. А необходимость для функционирования FreePBX таких компонентов, как веб-сервер и база данных Mysql предъявляет дополнительные требования к аппаратной части сервера.
6. При необходимости интеграции asterisk-a с CRM- системами необходимо, кроме знания и умения настройки диалплана asterisk-a, иметь хорошие представления о структуре и работе FreePBX.
7. Использование связки asterisk — web-server - FreePBX — Mysql, «замораживает» продукт в приделах одного релиза и делает переход на свежие релизы asterisk-a нетривиальной задачей, доступной только опытному системному администратору.
8. И, наконец, использование дистрибутивов с предустановленным asterisk-ом и FreePBX ( FreePBX Distro, TrixBox, Elastix) в образовательных целях, не способствуют быстрому изучению asterisk-a и ip-телефонии, в виду своей сложности. Даже создав довольно сложную рабочую систему на базе FreePBX, нельзя себя считать знатоком asterisk-а. Более правильней приступать к изучению asterisk-а стоит с изучения документации, компиляции дистрибутива и настроек конфигурационных файлов.